Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Этот маршрут по городу Горловка выходит из жилмассива Солнечный и идет в посёлок Бессарабка, находящийся в 10 км от линии фронта. Для вражеских дронов и артиллерии это не расстояние, потому каждый рейс — игра в смертельную рулетку. За день нужно крутануть её 3-4 раза в надежде на удачу.

Водитель Андрей Гарбуз прошлой осенью попал под дрон, получил тяжелое ранение в ногу. Поправившись, Андрей вернулся на работу — на тот же опасный маршрут. А мы с коллегами-журналистами из «Ридовки» Беллой Либерман и Дмитрием Григорьевым решили проехать по маршруту № 2 вместе с героическим водителем.

Автобусное кольцо жилмассива Солнечный считается относительно безопасным. Рядом с кольцом котельная с высоченной трубой.

- По трубе часто дроны лупят. Иногда по три раза в день, - кивает в сторону котельной диспетчер Вячеслав. - Думают, что там антенны установлены. А на днях в 9-этажку прилетало.

Большинство автобусов 2-го маршрута — львовские ЛАЗы 695 на газовых баллонах, будто выехавшие из музея городского транспорта. Практически на каждом стоит РЭБ. Но автобус Андрея Гарбуза — старенький ПАЗ. Вся защита — карманный дрон-детектор водителя и реклама суши на борту, вместо магического оберега.

Длина маршрута в одну сторону — 22 км. Из них пять проходит рядом с зоной боев, где едва ли можно увидеть хоть один неповрежденный дом.

Многие автобусы на маршруте тоже побиты. А вылетевшие стекла здесь не считают за повреждение. Последний раз дрон в пассажирский автобус прилетел месяц назад. Но что делать? Людей-то везти нужно!

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Этот маршрут по городу Горловка выходит из жилмассива Солнечный и идет в посёлок Бессарабка

Григорий КУБАТЬЯН

Люди едут на работу и домой. По ним бьют беспилотниками и кассетными снарядами. Бьют со стороны Дзержинска (Торецка). От конечной остановки автобуса до него всего 6 км! Сам Дзержинск уже освобожден, но вражеская артиллерия и расчеты дронов сидят за ним. Даже до Константиновки, важнейшего опорного узла ВСУ, всего 20 км.

- Ну, что, поехали? - машет рукой Андрей Гарбуз.

Страшновато… Ну, поехали!

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Военкор «КП» проехал по самому опасному в РФ автобусному маршруту №2

Григорий КУБАТЬЯН

Автобус рычит, трясётся и быстро наполняется пассажирами. Я-то думал, будем ехать одни. Но мест нет, люди теснятся в проходе, держась за поручни. За окном проплывают виды Горловки — разбитые дома, заводы и отделения банков, заваленные мешками с песком, будто блиндажи. Город выглядит оживлённо - много людей, машин, магазинов.

Рядом со мной сидят пассажиры - Светлана Александровна и Василий Иванович. Они родились на Бессарабке, куда мы едем. Но сейчас там не бывают - страшно.

- Здесь водители - герои! — говорит Светлана Александровна. - А мы, если куда-то едем, сначала читаем сводки. Начинаем с них день и заканчиваем. Безопасных мест в городе нет.

Что-то жужжит.

- Это не то. Обычная косилка, - со знанием дела поясняет Василий Иванович. - Дроны иногда без звука летают, а есть такие, как мопед.

Выезжаем из центра города. Многие пассажиры выходят, оплачивая проезд на выходе - всего 30 рублей. Не будет автобуса - без своей машины не доберешься. В Комсомолец и на Бессарабку не всякий таксист поедет.

- Ну, удачи вам! — с некоторым сочувствием прощаются со мной пенсионеры.

Я уверенно улыбаюсь, дескать, всё будет хорошо, и не такое видали. Пересаживаюсь поближе к водителю, чтобы послушать его.

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Григорий КУБАТЬЯН

На обочине всё чаще попадаются сгоревшие машины. Дорога становится хуже. Её не восстанавливают, потому что строительную технику сразу сожгут дронами. Здесь местные жители даже одну остановку не хотят идти пешком. Ждут автобус - какая-никакая, а защита.

- Днем у нас спокойно. А после двух этот район практически вымирает, - говорит Андрей Гарбуз. - Вот видите рынок разбитый? Последствия прилёта. Здесь наш товарищ погиб. Дрон попал в крышу над водителем. Много людей погибло на этой дороге, гражданских и военных.

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Андрей Гарбуз

Григорий КУБАТЬЯН

Гарбуз служил в советской армии, водил грузовик. После устроился в автобусный парк, и работает с 1991 года. Он не просто шофер, а предприниматель, у него ещё 5 своих автобусов с водителями. Но этот бизнес в Горловке - рискованный. Практически каждый из его шоферов попадал под обстрел. Самый большой дефицит — автобусные стекла на замену.

В прошлом октябре дрон влетел в его автобус.

- Погода была как сейчас, солнечная. Пассажиров немного, всего трое. Едем, никого не трогаем, — вспоминает Андрей. - И вдруг прилёт. Стекла потемнели, посыпались. Мотор заглох, потому что влетело прямо под автобус. У пассажиров контузии, легкие ранения. Я не сразу обратил внимание на ногу - а мне разворотило всю ступню. Хорошо сзади ехала полиция. Оказали медпомощь, отвезли всех в больницу.

В ноге Андрея до сих пор остались осколки. На правой ступне больше нет пальцев. Он с трудом ходит без обуви. После больницы думал, что никогда не будет работать. И автобус не удалось восстановить. Но через полгода снова вышел на маршрут. Сначала на более безопасный, а потом на привычный № 2.

- Первые два дня вот так ездил, - сутулит плечи и нагибает голову водитель. - По сторонам смотрел, в форточку высовывался, слушал. Теперь - нормально.

Если навстречу едет автобус «двойка», Андрей приветствует коллегу открытой ладонью. На крышах почти всех встречных автобусов «чемоданы» и полусферы с антеннами РЭБ, а у нас ничего. Штука дорогая, на всех не хватает.

- Если детектор запищит, что будете делать? - спрашиваю. - Пристроитесь за машиной с РЭБом?

- Если за кем-то пристраиваться, лучше вообще в рейс не выходить, а дома сидеть, - ворчит Андрей.

На каждой остановке маршрута стоит бетонный куб с надписью «Укрытие». Это успокаивает. Но не сильно.

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Ты в Горловке

Григорий КУБАТЬЯН

Мы проезжаем жилмассив Комсомолец и Никитовский район. Суровые места даже по меркам Горловки. Здесь прилетающие дроны-камикадзе гоняются за людьми прямо в жилых кварталах. Или летают возле окон, высматривая кто там живёт.

На обочине изувеченный сгоревший танк, он кажется вывернутым наизнанку.

На Горнопромышленной улице срабатывает дрон-детектор в руках Димы Григорьева.

- Два деления! Три! Снова два! — с тревогой следит он за покрасневшим экраном.

Но детектор водителя молчит. Поэтому водитель спокоен. Мало ли, что столичные корреспонденты выдумывают, чтобы нагнать жути, как в своих репортажах.

Красный экран гаснет, автобус успокаивается. Проезжаем остов сгоревшего ПАЗика, точно такого же как наш. Сворачиваем на улицу Мира, и детектор снова включается.

- Три деления! - отмечает Дима, выглядывает в окно и вдруг кричит: - Дро-он!!! Я его вижу!

Пассажиры как по команде бросаются на пол. Автобус проезжает ещё немного и останавливается у лесочка. Неожиданно открывшаяся дверь прищемляет ботинок Димы, и он выскакивает босой. Люди прячутся под деревьями.

За листвой я не вижу дрон, но слышу, как он мягко жужжит рядом. Не похоже ни на косилку, ни на мопед. В листве над нами проплешина. Что если дрон полетит туда и заметит нас?

Тах-тах-тах! Слышны выстрелы. Оказывается, мы остановились рядом с блокпостом. Бойцы тоже заметили дрон и пытаются его сбить. Успеют или нет?! И куда полетят обломки?

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

С начала СВО в Горловке уничтожено обстрелами дронов и артиллерии 89 автобусов

Григорий КУБАТЬЯН

Бах! Грохает поблизости. Сбили! Мне кажется, я всё ещё слышу жужжание. То ли где-то летает второй, то ли это фантомный звук в моей голове.

- Поехали быстрее! - кричит водитель.

Пассажиры выскакивают из-за деревьев и мгновенно оказываются в автобусе.

Детектор Димы больше ничего не показывает. Водитель растерянно смотрит на свой… Эх! Да я ж его забыл включить! Думал, это вы так, выдумываете… - сокрушается он. - В последнее время ездили спокойно. А тут как специально! Фух! Неприятно. Нам ведь обратно ехать. И потом ещё два раза.

Подъезжаем к кольцу. Вот она - Бессарабка. Пассажиры бесшумно и торопливо расходятся по домам. Отсюда до Торецка можно дойти пешком за час. Если повезёт.

Недалеко грохочут выстрелы. Ждём обратного рейса, прижавшись к бетонному кубу. На отдых у водителя всего пара минут, место слишком открытое.

- Давай в автобус! - машет рукой Андрей.

Мы запрыгиваем в обратный путь.

Проехать по Горловке и выжить: как герои-водители возят мирных жителей под обстрелами по самому опасному автобусному маршруту

Григорий КУБАТЬЯН

С начала СВО в Горловке уничтожено обстрелами дронов и артиллерии 89 автобусов, 7 троллейбусов, 6 трамваев и 4 машины Скорой помощи.

За последний год только на маршруте №2 в Горловке погибло 3 человека.

После своего ранения водитель Андрей Гарбуз получил от ДНР медаль «За храбрость».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мирные жители встречают «сотку» слезами радости: Легендарной донецкой «самой воюющей» бригаде исполнилось 10 лет

«Тут идет духовная война: за единство народа и традиции»: бойцы легендарного батальона «Терек» рассказали о службе Богу и Отечеству